Теория коллекционирования

Какой масштаб выбрать?

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

С. Ионес, фото автора (журнал "Грузовик Пресс", №01/2007)

Масштабные модели – это копии автомобилей, сельскохозяйственных, строительных, военных и других машин какой-то конкретной марки, выполненные с соблюдением всех пропорций и соответствующие какому-либо конкретному масштабу. В принципе, модель можно изготовить в любом масштабе, но в мировой модельной индустрии принято несколько «типовых».

Металлическая модель в масштабе 1:120, двухэтажный автобус, выпускаемый в Гонконге

 Одна из самых маленьких размерностей для массовых моделей автомобилей – 1:120. Это «железнодорожный» масштаб: в нем выполнены действующие модели железнодорожного подвижного состава, выпускаемые прежде всего фирмами Германии под общим обозначением ТТ (колея рельсовых путей 9 мм). Локомотивы и вагоны в масштабе 1:120 – настоящее произведение искусства. Даже у моделей 30 – 40-летней давности пластиковый кузов воспроизведен с мельчайшими подробностями, крошечные надписи на вагонах точно соответствуют прототипу. Главное – под кузовом у локомотивов ТТ находится набор механизмов, позволяющий модели ездить на электрической тяге своим ходом по миниатюрным рельсам. В качестве «гарнитура» к такой железной дороге прилагаются модели автомобилей. Ими комплектуют модели вагонов, предназначенных для перевозки автомобилей. Причем лучше всего в масштабе 1:120 получаются грузовики и автобусы, легковушки такого размера совсем мелкие. Современные немецкие модели автомобилей в данном масштабе сделали заметный шаг вперед по сравнению с выпускавшимися в ГДР. В последние годы в странах бывшего СССР появилась серия отечественных машин 1:120, например, семейство грузовиков ЗИЛ-130.

 

В более крупном железнодорожном масштабе 1:87 модели автомобилей тоже проектируются как «опция» к действующим моделям рельсового транспорта. Колея рельсов данного масштаба – 12 мм, кодовое обозначение моделей – Н0 (аш-ноль). Здесь и локомотивы солиднее, и автомобилей выпускается значительно больше, чем размерностью 1:120. Мировым лидером производства моделей данного масштаба остаются немецкие фирмы. В СССР продавались отличные модели грузовиков и автобусов Н0, выпускавшиеся в ГДР. Легковых – только две модели, седаны Trabant и Wartburg.

В более крупном железнодорожном масштабе 1:87 модели автомобилей тоже проектируются как «опция» к действующим моделям рельсового транспорта. Колея рельсов данного масштаба – 12 мм, кодовое обозначение моделей – Н0 (аш-ноль). Здесь и локомотивы солиднее, и автомобилей выпускается значительно больше, чем размерностью 1:120. Мировым лидером производства моделей данного масштаба остаются немецкие фирмы. В СССР продавались отличные модели грузовиков и автобусов Н0, выпускавшиеся в ГДР. Легковых – только две модели, седаны Trabant и Wartburg.

Современные модели в масштабе 1:60. Автобус Mercedes-Benz отлично смотрится рядом с легковыми ВАЗ-2110 и «Нивой»

В 1990-х у нас появилась продукция фирм из Западной Германии и наступил перелом: выбор легковых моделей стал огромным. А грузовиков в масштабе 1:87 предлагается великое множество. В этом масштабе в 1990-х был освоен выпуск моделей отечественных автомобилей. Грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-53 и КрАЗы разных модификаций, выполненные из полистирола, получились лучше, чем модели других машин, сделанные из смолы. В наше время китайские фирмы выпускают модели грузовиков и автопоездов масштабов 1:120 и 1:87 с металлическими кабинами и деталями шасси.

Следующая массовая размерность 1:72 уже связана не с немецкой железной дорогой, а со сборными моделями самолетов. Для автомобилей она достаточно новая. В недавнем прошлом в масштабе 1:72 делали сборные пластиковые модели («киты») военной техники, в том числе грузовиков, для создания макетов аэродромов. Но в последние годы появилось много готовых китайских машинок, имитирующих легковые автомобили, грузовики, автобусы гражданского назначения. Например, Cararama выпускает отличные модели специальных автомобилей – эвакуаторов, автовышек, пожарных лестниц с двигающимися на шарнирах элементами навесных механизмов.

Далее по возрастанию следует «неточная» размерность, которую кто-то правильно назвал «примерно 1:60». К ней относятся многочисленные автомобильчики, приблизительно соответствующие масштабам 1:55–1:65. Раньше здесь доминировали английские и французские «игрушки», иногда в пропорциях не соответствовавшие оригиналу. Грузовые «машинки» нередко «не сходились» по масштабу с легковыми, их обычно делали мельче.

Нередко фирмы выпускали легковые машины в масштабе 1:43, а грузовики–в масштабе 1:50. Такое встречается даже у современных «китайцев».

Лидеры продаж грузовичков в СССР: КамАЗ из Казани (1:43) и «Шкода-706» из ГДР (1:87)

Самый массовый и популярный в мире масштаб моделей автомобилей любого типа, конечно же, 1:43. О нем можно рассказывать бесконечно. Заметим только, что производители моделей этой размерности из России и стран СНГ сумели вписаться в мировую модельную индустрию. Продукция зарубежных компаний по сравнению с 1970–1980 годами сделала большой шаг вперед в плане достоверности копирования легковой и грузовой автомобильной техники. А мировым лидером, без сомнения, стал Китай.

Масштаб 1:35 – «типовой» для сборных пластиковых моделей «китов» военных машин, в том числе грузовиков. За последние годы в этой размерности выпущены «киты» очень многих советских и ленд-лизовских грузовиков времен Второй мировой войны, современных отечественных внедорожных автомобилей.

В популярном «автомобильном» масштабе 1:24 выпускают подробные модели и сборные «киты» грузовиков и автопоездов зарубежных марок. Отечественные модели этого масштаба – большая редкость. Исключение – в конце 1970-х в Москве выпускали пластиковый «кит» антикварного грузовика АМО-Ф15.

Интересные машины в масштабе 1:50 французской Solido: санитарный Dodge WC и автомобиль технической помощи SIMCA Unic

Наконец, в самом «крупном» массовом масштабе 1:18 производят в основном легковые машины. Из коммерческой техники здесь представлены, как правило, пикапы и «культовые» модели микроавтобусов вроде первого VW Transporter.

Для моделей строительных и сельскохозяйственных машин приняты «свои» масштабы, но это тема отдельного разговора. Масштабные модели во многом близки к игрушечным автомобильчикам. И те и другие при желании можно ставить на полку и коллекционировать, а можно отдать детям поиграть. Конечно, существуют стандарты, по которым разрабатывается такой промышленный товар, как детская игрушка.

Масштабная модель создается в соответствии с иными требованиями и проходит иную процедуру сертификации.

Но потребитель способен пренебречь любыми предупреждениями, нанесенными на фирменную упаковку. Взглянем на вещи реально: дешевая игрушечная «машинка», выпущенная массовым тиражом, может оказаться на полке у взрослого коллекционера, решившего собирать игрушки. Дорогая стендовая модель, даже построенная в одном экземпляре, попав волей случая к беспечным родителям, легко станет игрушкой в руках детей.


 




 

 

©2021 Diecast.BY. All Rights Reserved.
Designed By JoomShaper
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск

We use cookies

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.