Belarusian Collector Forum of Scale Models

 ГлавнаяРегистрацияВход
    Воскресенье, 09.10.2016, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS


Интернет-магазин масштабных моделей в Беларуси
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Vadim, saviv 
Форум » Автомобильный моделизм » Справочные материалы » Автомобили СССР и стран СНГ » Москвич 400-422
Москвич 400-422
ТимафонычДата: Пятница, 27.01.2012, 12:45 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 3232
Статус: Offline
Буратино
издание "Авторевю", №15/2002


Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей стояли возле машин навытяжку. В Кремле вождю показывали опытные образцы советской автомобильной техники. Впереди шел Сталин, за ним — зампред совнаркома Микоян и председатель Госплана Вознесенский. Среди других машин был и Москвич 400-422, фургончик с деревянным кузовом. «Чтобы сэкономить стальной прокат, московские конструкторы решили использовать дерево», — шепнули вождю. Сталин кивнул. Значит, можно готовиться к серийному производству.



Легковые машины с деревянными кузовами — это целый пласт автомобильной истории. Такие автомобили были популярны не только в США, где их ласково называли woody (от английского wood — дерево), но и в Англии, в Германии, в Италии. Однако на послевоенном МЗМА к дереву обратились не от хорошей жизни: стального проката и впрямь катастрофически не хватало, поскольку комбинат Запорожсталь, основной поставщик автомобильного металла, еще не был восстановлен. Дело усугублялось тем, что на МЗМА тогда не было собственного прессового производства, и кузовные панели для Москвичей штамповали на Заводе имени Сталина (ныне АМО ЗИЛ).

Я перекладываю покрытые пылью чертежи, технологические карты... Вот отчет о пробеговых испытаниях «деревянного» Москвича, подписанный главным конструктором МЗМА Николаем Ивановичем Борисовым. Испытания проходили с 7 августа по 18 октября 1946 года — за год до начала серийного производства базовой модели Москвич 400. На подшитых к отчету чертежах — данные обмеров... автомобиля Opel Kadett с универсальным кузовом «стейшн-вагон» (заводской гаражный номер — 26). Все условные обозначения — на английском (фирма Opel вошла в состав империи General Motors еще в начале 30-х годов). Колесная база, например, обозначена как WB — от английского wheelbase... Здесь же, для сравнения, указаны результаты обмера пассажирского Опеля, модели Kadett K-38 (гаражный номер — 30), который затем и превратился в Москвич 400. Автомобили на чертежах изображены то с опелевским «дирижаблем» на капоте, то с очень похожей на опелевскую новой эмблемой МЗМА. Да и сами авторы отчета постоянно путаются, называя опытный автомобиль то Москвичом с кузовом универсал, то Опелем с кузовом стейшн-вагон... Одним словом, деревянный Москвич оказался «цельнотянутым» с автомобиля Опель Стейшн Вагон.

Но технологию изготовления деревянных кузовов пришлось разрабатывать самим. За короткий срок было построено несколько прототипов с разными кузовами — четырехместные пятидверные универсалы и трехдверные грузовые фургоны с глухими боковинами. К концу 1947 года в опытной «эксплоатации» (это слово тогда писали через «о») было уже 11 фургонов: один на ЗИСе, еще семь — в Министерстве связи и три — на МЗМА.

Список обнаруженных у опытных деревянных фургонов недостатков занимает страницу машинописного текста. Основные претензии — именно к деревянному кузову. Недостаточная жесткость и герметичность конструкции, плохая вентиляция (все окна были неопускающимися), гигроскопичность деревянных элементов — они разбухали в сырую погоду. На ходу в салон попадали выхлопные газы, а извлекать из «подполья» грузового отсека «запаску» было крайне сложно. Эти недостатки в полной мере относились как к пятидверному универсалу, так и к трехдверному грузовому фургону с глухими боковинами.






Основным местом службы деревянных Москвичей стали автобазы Министерства связи


В жару дерматиновая крыша раскалялась, и в машине нечем было дышать.
Деревянные двери быстро расшатывались и держались на честном слове,
пропуская в кузов пыль и дождевую воду



Нам известно, что в России сохранилось как минимум четыре деревянных Москвича.
Но едва ли найдется фургон, который может сравниться с реконструированным в техцентре Авторевю




Прикрепления: 1133050.jpg(109Kb) · 7159212.jpg(172Kb) · 9049603.jpg(126Kb) · 5352164.jpg(104Kb) · 0028044.jpg(127Kb) · 9666732.jpg(162Kb) · 6992456.jpg(166Kb) · 5024872.jpg(129Kb) · 6113345.jpg(97Kb) · 9678772.jpg(118Kb)


Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. © Роберт Фрост
 
ТимафонычДата: Пятница, 27.01.2012, 12:50 | Сообщение # 2
Группа: Друзья
Сообщений: 3232
Статус: Offline
Продолжение...

От выпуска грузопассажирского универсала отказались. А вот деревянный фургон пошел в серию: такой автомобиль был крайне необходим различным городским службам, ведь в ту пору мелкие товары развозились прожорливыми «полуторками» да оставшимися в живых старыми пикапами на базе нижегородской «эмки».

Машины собирали так. Платформы (с передней частью кузова, передними дверями, но без крыши и боковин) перегонялись своим ходом с МЗМА на авиационный завод в Филях. Там на машину ставили сделанный из березы и водостойкой фанеры кузов. А березовые заготовки для кузовов брали на Шумерлинском заводе, где делали приклады для автоматов ППШ. Крыша представляла собой легкую деревянную обрешетку, которую обтягивали гранитолем или автобимом — материалом наподобие дерматина.

Первые серийные фургоны появились в 1949 году. К этому времени стандартный четырехместный пассажирский Москвич 400 уже выпускался полным ходом и предлагался всем желающим за 9000 рублей. Очередей не было. Учительница получала около 600 рублей, водитель — на сотню больше. Но деревянные фургоны в открытую продажу не поступали: только для госпредприятий, в основном — на автобазы Министерства связи СССР, для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов.

Грузоподъемность машинки была невелика — всего 200 кг, не считая водителя и экспедитора. Но перегружали фургоны нещадно: в них перевозили по 600—650 кг монет! Немудрено, что через пару лет такой эксплуатации деревянные кузова разваливались. Расшатывались соединения, трескалась обивка крыши, в местах сколов древесина разбухала, в салон протекала вода. Автомобили с покосившимися кузовами отправляли на ремзаводы и худо-бедно восстанавливали. Но вскоре интерес к деревянным фургонам пропал: МЗМА готовил к выпуску новый Москвич 402, причем среди модификаций были и фургон, и универсал с цельнометаллическими кузовами. А «деревяшки» тихо умирали на задворках автобаз Минсвязи.

Всего с 1949 по 1956 годы было выпущено 11129 деревянных фургонов Москвич 400-422 и 401-422. Помимо этого, еще 2500 шасси ушли на завод Министерства мясо-молочной промышленности — здесь на базе Москвичей строили изотермические фургоны.






Интерьер воистину спартанский: сплошное переднее сиденье и два перчаточных ящика с картонным нутром.
Ни «печки», ни вентилятора...






Прикрепления: 7274593.jpg(125Kb) · 8872595.jpg(50Kb) · 9045470.jpg(82Kb) · 1313533.jpg(69Kb) · 4299588.jpg(87Kb) · 3531823.jpg(75Kb) · 0263091.jpg(79Kb) · 3456423.jpg(120Kb) · 6025907.jpg(73Kb) · 9159811.jpg(109Kb)


Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. © Роберт Фрост
 
ТимафонычДата: Пятница, 27.01.2012, 12:52 | Сообщение # 3
Группа: Друзья
Сообщений: 3232
Статус: Offline
Продолжение...


Врезные замки на «Буратино» мало чем отличались от обычных дверных






Ответственные деревянные соединения усилены стальными косынками.
Филенки сделаны из водостойкой фанеры
Прикрепления: 7576855.jpg(149Kb) · 2778280.jpg(70Kb) · 9949232.jpg(141Kb) · 3989518.jpg(109Kb) · 3220148.jpg(97Kb) · 9956146.jpg(97Kb)


Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. © Роберт Фрост
 
ТимафонычДата: Пятница, 27.01.2012, 12:56 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 3232
Статус: Offline
Окончание...

Когда в реставрационно-техническом центре газеты Авторевю решили восстановить Москвич 401-422, стало ясно, что использовать «родные» деревянные панели невозможно: если какие-то детали и выглядели пристойно, то нести нагрузку они уже все равно не могли — крошились. Поэтому реставраторы пошли по «заводскому» пути. За основу взяли «голую» платформу серийного Москвича 401 (более поздний «четыреста первый» Москвич отличался от «четырехсотого» лишь форсированным до 26 л.с. двигателем и перенесенной с пола на рулевую колонку рукояткой трехступенчатой коробки передач). Березы, которые мастера реставрационно-технического центра Авторевю отобрали для реконструкции Москвича 401-422, были спилены по ходу расчистки лесополосы вдоль Московской кольцевой автодороги. Древесину распилили, просушили, тщательно отсортировали — чтобы не было сучков, хотя заводская технология допускала использование досок с сучками. А вот специальный столярный клей пришлось покупать американский — у нас такого не делают.

Шесть мастеров-реставраторов трудились над восстановлением фургона больше года. Полностью выдержать заводскую технологию, конечно, не удалось. Например, в условиях массового производства сложные деревянные детали вытачивались на копировально-фрезерных станках, а для этой машины пришлось все делать вручную. Но в точном соответствии с сохранившимися заводскими чертежами! Одних только деревянных деталей было вырезано около 240. Помимо березы использовались сосна и лиственница (это тоже допускалось конструкторами и технологами). Все деревянные соединения прошпунтованы, проклеены и «заперты» шурупами. Особо нагруженные соединения усилены металлическими косынками: все — как на серийных машинах. Цвет кузова, дерматина крыши и обивки салона подбирался согласно заводской карте окраски. Удалось разыскать даже родные «грузовые» шины, с более высоким профилем, нежели у тех, что ставились на обычные Москвичи...

Все остальные узлы и агрегаты — «родные», от «четыреста первого» Москвича: нижнеклапанный 26-сильный двигатель (подобным комплектовался еще Opel P4 образца 1931 года), трехступенчатая коробка с несинхронизированной первой передачей, независимая передняя подвеска типа Дюбонне, задний мост на рессорах.

В середине июня 2002 года «Буратино» выехал за ворота техцентра Авторевю и своим ходом, подмигивая фарами удивленным прохожим, добрался до Музея экипажей и автомобилей в Кузьминском лесопарке. Там он сейчас и стоит. Приходите в парк — и все увидите. Например, на День города — 31 августа. И сами поймете, почему во время того кремлевского просмотра в сорок шестом Сталин, остановившись возле этой машины, одобрительно кивнул.


Сохранилось несколько комплектов чертежей на деревянные фургоны, причем некоторые из них
противоречат друг другу: автомобиль непрерывно модернизировался по мере освоения технологии
производства и с учетом пожеланий транспортников



1946 год: масштабные модели деревянных фургонов в конструкторском отделе МЗМА


Один из опытных «Буратино» с пятидверным кузовом универсал.
В серию такие машины не пошли



В горах Дагестана: Москвич 400 и опытный фургон Москвич 400-422 в испытательном
пробеге Москва—Баку—Москва (1949 год)



Жесткое днище несущего кузова с мощными тоннелем карданного вала и массивными вварными
поперечинами прекрасно подходило для постройки специальных машин малой грузоподъемности


Максим КАДАКОВ
Фото автора

Источник здесь, здесь и здесь
Прикрепления: 5393001.jpg(95Kb) · 3154560.jpg(101Kb) · 9236824.jpg(78Kb) · 9807844.jpg(89Kb) · 8933582.jpg(98Kb) · 1244675.jpg(127Kb) · 2812793.jpg(99Kb)


Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. © Роберт Фрост
 
ТимафонычДата: Пятница, 27.01.2012, 13:02 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 3232
Статус: Offline
Немного видеоматериалов о Москвиче 400-422 "Буратино".





Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. © Роберт Фрост
 
alex_kuznetsДата: Пятница, 24.10.2014, 14:09 | Сообщение # 6
Группа: Участники
Сообщений: 72
Статус: Offline
Москвич-400



Москвич-422
Прикрепления: 5794477.jpg(179Kb) · 6366952.jpg(218Kb) · 8573197.jpg(173Kb)
 
Форум » Автомобильный моделизм » Справочные материалы » Автомобили СССР и стран СНГ » Москвич 400-422
Страница 1 из 11
  

 

Copyright Diecast.BY 2016
 
   Рейтинг@Mail.ru    Яндекс.Метрика